По следам Maschinenfest 2002

Идея сделать эдакие мини-интервью-вкрапления в отчете пришла внезапно, прямо в пылу фестиваля.

Как сказал музыковед и обломовец АКТроицкий “Никогда, и ни в одном направлении музыки не бывало еще такого количества безумного барахла, как в электронной музыке” – и был прав.

Мало того, барахло плодится, растекается, клонирует себя и при этом благодарно потребляется публикой в промышленных количествах. Отличить друг от друга неотличимые проекты могут только умудренные говноеды, притворяющимиеся “продвинутыми персонажами” и обладающие тайным знанием непобедимости заклятия “сам дурак”. Остальные с упоением вслушиваются в проповеди о “холодных атмосферных пространствах подсознания Вселенной”, “леденящие зубы вечности в шизоидном мозгу нордического террориста” или “обволакивающие полотна нервно пульсирующего саунда”.

И едят. Тоннами.

Тонкая грань между предоставлением информации и навязыванием мнения стирается. И получается: “а ты слушал ХХХ? – что??? – старик, но это же гениальный альбом, как ты не втыкаешь, дубина?” Казалось бы – вот он интернет, качай, слушай и понимай, что 90% одинаковое говно, 9% спивомпотянет и только 1% имеет смысл.
Сам грешен – опостылевшие груды пластика отдыхают в коробках.
Но это не лечится.
Поэтому новые каталоги жадно пролистываются, глаза загораются при виде знакомых и ЗНАКОВЫХ имен и худеет бумажник.

Вероятно так надо.

Просто старайтесь минимизировать процент мусора в вашем мозгу.

Современный мир – это спам.

С такими веселыми мыслями я и отлавливал знакомых и ЗНАКОВЫХ людей, чтобы выяснить их мнение по паре пустяшных вроде бы поводов.

нуммер 1: что ты скажешь о текущем состоянии электронной сцены? нет ли ощущения что все потихоньку сползает к легкодоступному, мыльно-однообразному IDM-оподобному барахлу?

Nicolas Chevroux: “Электронная музыка” – всего лишь одно название для огромного числа жанров и стилей. Жесткий нойз и хаус – электронная музыка в той же мере как техно и большинство экспериментального материала. Если свести область обзора к тому что именуется “индустриальным” закутком электроники, то ответить будет проще.
Действительно может показаться что множество команд и фэнов ранее нойзового, жесткого направления двигаются в направлении мэйнстримной электроники. Но то что некоторые релизы подразделения Ant-Zen ведутся Warp-ом совсем не означает, что жесткого нойза больше нет. Эта сцена вполне себе жива. Я бы сказал что после многих лет, проведенных в этом котле, музыканты и слушатели устали от жанра, ходящего по кругу, и отправились к новым горизонтам. Так что создается ощущение что то, что ты называешь мыльным ИДМ-ом, намного свободнее и открыто для эксперимента нежели старая индустриальная сцена – поэтому кажется интереснее и привлекает множество нового народу. Так что да, наш маленький островок в море электронной музыки дрейфует в сторону теплых и доступных широт, и я не собираюсь это отторгать, потому что скорее тысячу раз прослушаю Aphex Twin (IDM-е барахло), чем
единожды Genocide Organ (говенная старая жесткая электроника).

C-drik Fermont: Не думаю что электронная музыка двигается в этом направлении – она все-таки достаточно разнообразна. Конечно какая-то ее часть тяготеет к easy, но в то же время другие развивают экстремальные области – breakcore, hardcore, новую волну электро и так далее. Так что кажется что ИДМ актуален, также как в свое время был очень популярен ЕВМ. Тогда люди использовали более-менее одинаковую аппаратуру, теперь же они используют более-менее одинаковый софт: Так или иначе я предпочитаю ИДМ так называемому ЕВМ, что по-моему есть просто eurobeat. А еще мне очень забавно видеть сегодняшнее повсеместное распространение электроники. Когда я слушал подобную музыку в 86-м, то был типа изгоя, электро было непопулярным и, так сказать, бесчеловечным, мрачным, холодным, статичным и т.п. Так что в каком-то смысле я рад что все изменилось, ведь прошло около 50 лет со времен первой электронной записи прежде чем подобная музыка стала популярна.

Stefan Alt: Я бы не сказал что все именно так. На последнем двойнике Hymen rec. мы постарались проиллюстрировать текущую ситуацию в электронной музыке как мы ее видим, и каждый может убедиться что есть достаточно команд, чей звук гораздо более сложен чем у многих современных околоэлектронных групп.

нуммер 2: что ты думаешь по-поводу растущей доступности музыкального ПО и железа? нет ли ощущения что качество сцены упало из-за этого?

Nicolas Chevroux: Интересный вопрос. Мне кажется появление мощных ПК и доступность цифровых технологий сыграли двоякую роль. Первое – музыканты получили возможность записываться более качественно и делать вещи ранее им практически недоступные. Если сейчас послушать старые записи 80-х (электроника или нет – неважно) то заметно, что звук даже “крупных” команд зачастую был такой, что сегодня даже от новичка не дождешься. Возможность писаться дома с приличным качеством и иметь легкий доступ к студийным технологиям – скорее плюс, позволяющий автору получать именно тот звук который ему хочется. С другой стороны сегодня каждый может купить компьютер, назаписывать музыки на паре программ и “выпустить” все это дело в мп3. Последствия этого таковы что каждый второй слушатель выдает себя за музыканта и количество проектов просто зашкаливает. Однако талант не столь широко распространен, поэтому большинству народа, занятого изготовлением музыки, лучше б заняться чем-нибудь другим. Если побродить по интернету, то это становится совершенно ясно, так как большинство фри-музматериала есть ужаснейшее говно. Какие-нибудь стоящие ребята, у которых не было бы доступа к инструментарию, возможно имеют сегодня шанс, но хотелось бы чтоб меньшее число людей внезапно проникалось собственной музыкальной одаренностью только потому что у них есть комп и email адрес.

C-drik Fermont: Иногда да – жаль. Это конечно замечательно что сейчас так много ПО и аппаратуры, но создается впечатление, что многие используют столько различных программ одновременно, что в итоге имеют о них лишь поверхностное представление и не создают с их помощью ничего интересного. Музыку сейчас настолько просто играть и записывать, что каждую неделю выходят массы барахла. Я думаю, что выбранному тобой искусству важно учиться, а со всем этим софтом (и не только музыкальным) многие, в особенности новое поколение, выбрали путь наименьшего сопротивления. Они не пытаются получить свой собственный звук, так как им доступен любой синтезатор, уже набитый чудными звучками и прочим добром. Они не экспериментируют с новыми ритмами, тональностями и т.п. Я не говорю что это плохо или что все должны идти в глубоком авангарде, но разве интересно слушать сотни дисков звучащих как Autechre или Front 242? Сомневаюсь.

Stefan Alt: Ты имеешь ввиду этот “laptop phenomena”? Да делать музыку стало проще, но с другой стороны, и уровень требований к музыканту возрос. Так как кто угодно может записывать музыку то и слушатель будет судить строже.

нуммер 3: чем ты руководствуешься при выборе реализуемого материала? только личный вкус или все-таки попытка уловить некие течения в цехе, даже если они тебя не слишком впечатляют?

Nicolas Chevroux: О, у меня группа консультантов с которой я советуюсь каждый раз как получаю демо, я подписываю исключительно команды которые, я уверен, разойдутся не менее чем 100 000 тиражом, и появятся на альбоме Бритни. Если серьезно, то конечно я руководствуюсь своими вкусами и выпускаю все что мне лично кажется достойным. В противном случае меня б тошнило по-страшному, ведь мои вкусы изменчивы и разнообразны. Работа с одним и тем же звуком и атмосферой убила бы мотивацию. Идти своим путем довольно просто, как мне кажется, хоть и сопровождается некоторыми сложностями с аудиторией. Если народ ожидал появления очередных Wilt или Tarmvred, то последние три диска (Cordell Klier, Mago и Magwheels) существенно отличаются от того что выходило раньше. Они замечательны и я очень доволен выпустив их, но мне также хотелось бы чтоб люди были немного более раскрепощены и ценили хорошую музыку независимо от ее стиля.

Stefan Alt: Возможно нечто среднее, должен быть какой-то баланс в этом деле. Но видишь, Ant-Zen – это очень личное, и я не могу выпускать вещи которые мне неинтересны. Даже если есть риск с коммерческой точки зрения, но материал
кажется нам замечательным, мы его реализуем.

И наконец ну не мог я не пристать к участнику практически всех любимых мной коллабораций – C-drik. Moonsanto – их “Fraud Hell Dope” вообще с моей точки зрения лучшее, что вышло в 2001, последний Dead Hollywood Stars просто заставил пасть ниц и молиться духам, да и любые другие проекты этих людей заставляют безмерно радоваться потрясающей смеси юмора, фантазии и профессионализма.

сложно делать ваши проекты такими отличающимися, другими? просто так получается или приходится РЕАЛЬНО вкалывать?

C-drik Fermont: Для меня тут нет ничего сложного. Просто в этом я <аз есьм>; то как я играю, мое личное видение музыки. Я люблю экспериментировать, развитие – это необходимость. И я работаю над этим практически каждый день. Мне постоянно хочется создавать нечто новое, это гораздо интереснее и увлекательнее, чем гонять одни и те же простенькие лупы годами.

Спасибо этим замечательным людям за то замечательное дело которое они делают.
Many thanks to S.Alt, Nicolas and C-drik.

Take care.

http://www.recycleyourears.com/
http://www.syrphe.com/
http://www.ant-zen.com/