От редакции :
Статья Павла – годичной давности, и впервые она была опубликована в проекте Евгения Майзеля “~На Волне“
“Мир уродлив, а люди грустны”. Автобусы медленно перевозят рыдающих пассажиров, в тусклом свете подъездной лампы грязные ватники избивают будущего скрипача, его шапочка беззащитно лежит на снегу, в небе барражируют исчадья из стали, мы все погибнем в эту зиму. Но надо как-то держаться, что ли. Как всегда, нам поможет музыка. Выражение вдохновенной горечи и отчаянья суть одна из магистральных тем любого искусства, поэтому изобретение нового стиля требует изначального существования некоторого нового внутреннего наполнения, внутренней интонации, общей для не одного человека и страстно ищущей своего выражения.
Допустим, вы прониклись трагизмом своего существования, но умирать не хочется. В вас качается колокол спелой ярости, но рок музыка кажется вам глупой, медленной, скомпрометированной пошлостью своего обращения к массам. Хэви-метал вам кажется неприятным своей дурной эстетикой, да и бездуховным всилу своих псевдо-мистических текстов. И вообще, в четырнадцать лет вы смело пританцовывали под Erasure (http://erasurette.com/) и Alphaville (http://www.alphaville.de/) и радовались прекраснодушию такой музыки и таких слов. Ныне вы порой посещаете клубы, но ни в одном танцевальном стиле не находите должной агрессивности, трагической настойчивости, внутреннего ледохода, железного ледокола, отчаяного ледоруба. Ну идите тогда сюда, потому что сейчас мы будем говорить об Electronic Body Music – или EBM – она для вас.
Термин EBM был придуман в 1985 году легендарной группой Front 242 для обозначения музыки, которую они делали тогда уже четыре года. Танцевальная и вместе с тем жестокая и груботканая, музыка эта двигала мускулистые толпы взволнованных парней в странах Европы. По ритму это более всего походило на диско тех лет, но вместо слащавых завываний какого-нибудь F.R.David’а (http://www.eurodancehits.com/frdavid.html) бельгийский Фронт #242 предлагал свирепый тембр своего вокалиста Jean-Luc De Meyer’a, обилие семплов на политические темы и ощущение постоянной войны. Довольно быстро Front 242 стали культовой музыкой скинхедов всех стран мира. Впрочем, не надо искать в их текстах прямые реверансы в сторону превосходства “арийской расы”, их там нет, есть лишь заигрывание с тоталитарной эстетикой, совпавшее с желанием нацистского движения найти себе адекватное музыкальное выражение. И все же, со временем EBM избежал прямых ассоциаций с бритоголовыми, достоянием которых остались музыкально неинтересные команды с наиграно серьезными текстами, вроде нашего Коловрата (http://www.kolovrat.org).
О, это EBM восьмидесятых: кусочки мелодий, сыграные в самых холодных тембрах, обильная работа на допотопных на наш современный взгляд секвенсорах, сделанные на компьютерах
Эксперимент тем временем удался и новая форма была определена: электронная музыка, танцевальный ритм, напряженный вокал, зовущие в бой слова, музыка обороняющегося города с развитой тяжелой промышленностью. Пространство, определяемое, казалось бы, взаимоисключающими подходами к творчеству оказалось настолько велико, что автор, смело определивший слушателя electronic body music в начале своей статьи, возможно, далек от истины, уж больно разные темпераменты могут уместиться здесь в одной братской могиле. Оставаясь долгое время танцевальным авангардом, EBM был все же далек от масс. Кроме Front 242, благодатный чернозем трудолюбиво пахали и другие группы, ныне почти полностью забытые. Напомним такие имена, как A Split Second (http://www.eurotronics.com/micrart/ass/assindex.htm), Defcon 4 (http://www.defcon-4.de/), In Sotto Voce (http://users.chello.be/cr46225/insottovoce.htm), The Klinik (http://www.multimania.com/behavior/Klinik/), Voltage Control (http://www.blitter.com/~nebulous/voltage.html), Mussolini Headkick (http://houbi.com/belpop/groups/vanacker.htm). На мой взгляд, они один в один походили на наш Фронт и трудно сказать, почему хуторская молва о них умалчивает, тут то ли неуловимое различие в интонации играет не в их пользу, то ли человеческой памяти свойственно запоминать лишь одного-двух новаторов из когорты достойных, так же возможно, что в какой-то момент Фронт #242 оказались более раскручеными. В середине восьмидесятых, при том еще уровне развития электронных инструментов такое творчество было по сути примитивизмом, а кого из примитивистов вы знаете, кроме Пиросмани (http://www.steele.com/pirosmani/)?
Что же вдохновляло первых EBM-еров, что дышало им в уши, что лизало им ноздри, что разрывало им жабры? Конечно, тут будет и старое электро, дедушка Kraftwerk (http://homepage.ntlworld.com/allan.icepalace/) в лепной красивой раме. Электро вобще цветет механической тоталитарностью. Даже веселые негры, танцевавшие в Детройте брейк-данс под свирель Деррика Мэя (http://www.techno.de/mixmag/interviews/DerrickMay1.html) обожали в ломке своего танца заявить, что черные талантливее белых. Напоминает зачем-то разрешенные в Америке речи представителей еврейской диаспоры о своем генетическом превосходстве. Группа Drexciya (http://www.phinnweb.com/links/artists/drexciya/) до сих пор выпускает диски, где на обложках доказывается, что электро и техно – это черная музыка и она пришла к нам из Африки. Что уж тут говорить о Мюнхенской группе Dopplereffect (http://www.gigolo-records.de/ , третья ручка слева “The Artists”, затем Dopplereffect) , ратующей за порнографию и контроль за рождаемостью. Впрочем мы ироничны и все понимаем – искусство есть искусство.
Так же много было почерпнуто из музыки industrial конца семидесятых. В Америке до сих пор индастриал и EBM различает только педант, даже более того – соответствующий отдел магазина, как правило, называется industrial, а не EBM. Но здесь автор имеет ввиду industrial времен конца семидесятых, времен шумовых экспериментов группы Throbbing Gristle (http://www.brainwashed.com/tg/). В России под индастриалом часто любят понимать вещание с лейбла World Serpent Distribution (http://worldserpent.com/), главным образом потому, что люди, выпускающиеся на этой фирме, двадцать лет назад сделали многое для развития стиля. За вычетом некоторых работ Coil (http://brainwashed.com/coil/main.html), ныне это совсем иная музыка, далекая как от их собственных “<индустриальных”> экспериментов, так и от того, что понимается под industrial тысячами людей, ходящих в индустриальные клубы. Нельзя нам конечно, забыть и о влиянии на EBM букета из черных тюльпанов, коим является готический стиль во всех его проявлениях. Букет этот рос во многом параллельно “электронной музыке для тела” и воистину обло, стозево и лайяй их взаимопроникновение. Собственно, применительно к подавляющему большинству EBM-коллективов можно услышать прилагательные “gothic” и “industrial”, сам же автор выделяет EBM как стиль с наиболее развитой танцевальной составляющей.
Тем временем EBM тяжело дышал, сопел и жирно ворочался, пока в конце восьмидесятых, сорвав противогаз, не вырвался в масс-медиа, собирая толпы подростков со скомкаными лицами, обожравшимися Depeche Mode (http://www.depechemode.com/) и желающими разнообразить свои малокалорийные похлебки. Nine Inch Nails (http://www.nin.com/), Nitzer Ebb (http://www.geocities.com/SunsetStrip/Basement/9680/), Leather Strip (http://members.aol.com/leathrstrp/haeven.htm) удачно объединили тысячи человек под общим знаменателем дурного вкуса: трупы на обложках альбомов, слова песен типа “<Утопаю в дерьме и в бесконечную яму я падаю”, “Я хочу трахнуть тебя как животное” и прочая чавкающая одноразовая пустота, в которой надо было
Стало модно создавать группы, чьи названия содержат цифру. Так, кроме Defcon 4 и Front 242, появились Birmingham 6 (http://www.b6.tc.dk/), Cobalt 60 (http://home.tvd.be/cr46225/cobalt60.htm), L7 (http://monster.iwarp.com/), X10 (http://kzsu.stanford.edu/eklein/artist/artistxt.html#962), Bigod 20 (http://www.testube.com/bigod20/), Unit 187 (http://www.unit187.com/), 16 Volt (http://www.16volt.com/) и многие другие. Очевидно, это были попытки подчеркнуть холодную, механическую эстетику музыки и справедливости ради нужно сказать, что автор отдает должное отдельным достижениям этих коллективов и, забегая вперед, считает что как минимум два из них, XPQ 21 и Assemblage 23, представляют безусловный интерес для читателя и о них еще пойдет речь ниже. Испытывая тягу к цифрам, некоторые музыканты включали их в свой сценический псевдоним, так появлялись люди, чьими именами через триста лет люди будут называть своих электронных заменителей домашних животных: Richard 23, 99 Kowalski (кстати, этот последний персонаж – девушка и я уверен, что она прекрасна).
Нет, не все было так плохо, но автору кажется, что до середины девяностых в EBM продолжался наиболее замусореный период, когда процент бездарных команд зашкаливал настолько, что на коже выступали пупырышки величиной с вымя. Это напоминало непреходяще-гангренозное состояние рока и было, по сути, близко ему по мироощущению и аудитории. Экспериментальность первых исполнителей была продолжена в других стилях – IDM, ambient, noise и особенно условно называемым power electronics с лейбла Ant-Zen (http://www.ant-zen.com/head_office.htm). Почти все это было преимущественно музыкой без слов и слава Б-гу, ибо слова здесь раздражали тем больше, чем слушатель был силен в английском и немецком. Кованое очарование текстов ранних, всем известных песен типа Headhunter (исп. Front 242) или Working in the factory (исп. Delay http://kzsu.stanford.edu/eklein/artist/artistde.html#2223) было расплавлено бесчисленными допризывниками вроде Claus Larsena из Leather Strip и его эпигонами. Подававшая зыбкие надежды вначале канадская группа Front Line Assembly (http://www.mindphaser.com/), создав несколько замечательных звуковых эквивалентов скульптур Шемякина, размножилась на несколько проектов и стала выпускать мало отличающиеся друг от друга альбомы с продуктивностью Дитера Болена в его лучшие годы. Воистину, не с чем больше сравнить группу, сделавшую пятьдесят номерных альбомов за десять лет.
Если бы все было так плохо, то можно было бы на этом закончить. Легенда об Икаре тем и замечательна, что является объемлющей так много вещей метафорой. Но не для этого выдавливается стилом по глиняной дощечке сей манускрипт. Не для этого корпеет автор в сени вековых лип. Не для этого убежал он от других детей, беззаботно плещущихся в речке. Не только это думал он, маяча в углу сырой одиночки Шлиссельбургского каземата. Процессы, происходящие в EBM, в какой-то момент приняли захватывающий оборот, на который он воззрился сперва с робкой радостью, а потом и с откровенными исструениями счастья на мускулах волоокого лика. Не последнюю роль здесь сыграло развитие электронных инструментов, поведшее за собой возникновение новых танцевально-агрессивных стилей с выпирающей мелодикой – сначала goa trance, затем progressive house и, наконец, то что сейчас любят называть progressive trance. Кстати, к росту популярности последних двух приложил свою мужественную руку Talla 2XLC (http://www.talla.de/), ранее совладелец былого монстра европейского EBM-ного лейбла Music Research и лидер проекта Bigod 20, подарившего нам такие хиты, как “The Bog” и тоталитарную обработку мадонновской “Like a prayer”. Ныне этот немного полный и суровый человек переквалифицировался в ди-джеи и ломает европейские танцполы своим густым и мощным трансом.
Думаю, не надо объяснять, что такое современный транс. “Прямой” бит, щедро раскиданные по динамикам синтезаторы, квадро-эффекты, пружинящие мелодические прогрессии, которые вьются и обертывают танцующих в кокон из плазмы. Теперь уберем большую часть мажорных аккордов, приземлим психоделичность, изменим семплы типа “If you’d really want to rock da funky beat” и “Slide, slide, slide to the vibe” на “I’ve surely spent enough time in the company of death” и “Notify ground troops”, добавим вокал и заменим структуру композиции бит-тема-пауза-атака-главная тема-бит на более песенную, вплоть до куплет-припев-куплет-припев-проигрыш-припев, получим в итоге большую часть того, что представляет из себя EBM сейчас. Причем люди, оказавшиеся внизу на танцполе будут почти целиком представлять из себя выросших поклонников Depeche Mode и Rammstein http://www.rammstein.com/ . Обеим этим группам есть множество EBM-эквивалентов. Для Depeche Mode, давшим особо интенсивные толчки для нашего стиля, их чудовищно много, выделим хотя бы группу And One (http://www.andone.com/). Для Rammsteina этими эквивалентами будут почему-то почти неизвестные в России группы Unheilig (http://www.unheilig.com/) и The Galan Pixs (http://www.thegalanpixs.de/), обе, естественно, из Германии. Но будучи хорошей танцевальной музыкой, эти три коллектива немного коробят вкус автора своей карнавальной эстетикой и дурацкими текстами, поэтому представим же то, что, как нам кажется, заслуживает внимания. Мы не зря здесь упоминаем тексты: появление нескольких человек, пишущих осмысленные слова и есть одна из прелестей современного EBM-a, а появление в словах смысла и внимание к интонации обязывает не выворачивать до предела ручку distortion-фильтра, обрабатывающего сигнал с микрофона. На настоящий момент пропущенные через мясорубку голоса стремительно покидают нас и мы со слезами счастья махаем им платочками вслед.
Первой нашей остановкой пусть будет бетон канадского полигона, поскольку именно здесь выросла чудесная черная лебедушка – группа Assemblage 23 (http://www.synthetic.org/a23/) , по сути своей являющаяся проектом одного человека по имени Том Шиэр (Tom Shear). Вместо того, чтобы кидаться в нас плохо прожеваными мрачными кубиками из ссохшегося хлеба, Том пишет стихи:
We are born of stone and etched by wind
Cast aside to live or die
We are the pawns of our own game
Like refugees of silent wars
We step on ever-shifting ground
Promoting what we undermine
For countless days we walked alone
Directionless and vulnerable –
Sitting targets wearing smiles
No one of us will go unscathed
By private battles we have braved
A vicious circle we have built
Constructed from our shame and guilt,
аранжирует их сочным, медленно выкарабкивающимся синтезатором и поет их в медленном величавом ритме в начале своего первого альбома Contempt, 1999г (композиция Anthem). Отметим это постоянное “мы” (we): человек обращается
к своим соратникам по одиночеству или, что одно и то же, человечеству, при этом не навязывая им себя в качестве автора песни местоимением я, сплачивая свою аудиторию своим мироощущением. Чтобы сплотив, обратиться к ним в качестве трибуна, или даже пророка:
I am the rain
Falling down to cover you
Wish me away
But I’m here for your own good
I am the storm
Sent to wake you from a dream
Show me your scorn
But you’ll thank me in the end.
(Композиция “I am the rain” со второго альбома “Failure”, 2001г)
Для русской культуры, где склонность творцов к вещанию уже набила оскомину слушателей и где сложные грамматические конструкции языка норовят обратить мысль в циклический бред, (что так тормозит философию, но зато развивает поэзию) подобные строки могут показаться наивными. Автор же, однако, уверен, что для западной культуры, тем более по сути танцевальной, такое отношение к делу уже вызывает эффект атомной бомбы. Большую роль здесь играет правильно выбранная интонация голоса, его некоторая приглушенность, позволяющая сказать больше и обратиться к вопросам, неразрешимым в рамках нашей жизни (отсюда и есть приглушенность). Можно к этому относиться с иронией, но это неоспоримое доказательство существования человека. Даже не доказательство, а пропаганда – судите сами – танцевальный ритм, запоминающийся мотив, проникнутый чувством голос: Еще – рифмовка текста, ставшая гораздо жестче на альбоме “Failure”, явный знак канонического подхода к тексту, делающий его более легким для запоминания.
Присмотримся к фрагментам других текстов:
I turn my eyes up to the sun
And stare ahead as if there’s none
Mere cinders where my eyes had been
Forced to forget the things I’ve seen.
(“Sun”, альбом “Contempt”)
Foots diverge from the path they once walked
Words are eclipsed by the language they talked
Actions betrayed by promises broken
Flames consume intentions best left unspoken
(“House on Fire”, альбом “Failure”)
Every time I close my eyes
The noise inside me amplifies
I can’t escape, I relive every moment of the day
Every misstep I have made
Finds a way it can invade
My every thought –
And this is why I find myself awake.
(“Awake”, альбом “Failure”)
Невооруженным сердцем видно отсутствие как постмодернизма, так и декадентства, человек говорит об отчаяньи, раскаяньи и одиночестве с высоты своего владения языком, как и должен делать поэт, при этом он заставляет людей танцевать в ритме 150 ударов в минуту. Все это показывает, что EBM есть мощный инструмент, чтобы достучаться до людей в наше время. Повальная осмысленность текстов в нем появилась, как мы уже отмечали, недавно, как неизбежный переход количества в качество, так всегда захватывающий и ошарашивающий. Этот лелеемый нами текстовый элемент, конечно, не нов, наиболее непреложным папой здесь является готический рок восьмидесятых и группа Sisters of Mercy (http://www.thesistersofmercy.com/) прежде всего. В отличие от папы, в быстром и электронном исполнении удалось освободиться от трупика блюза, который, присутствуя во всем роке, сдерживал готический рок от цели, к которой он стремился и которая лучше воплотилась в EBM: соединить духовные искания с экстазом танца и ясным (это важно) и расчетливым сознанием.
Хочется рекомендовать оба альбома Assemblage 23, Contempt и Failure, оба они очень симптоматичны для стиля. Как это часто бывает, на первом из них, по музыке более разнообразном, мы чувствуем влияние наших трех китов electronic body music: синтпоп, готический рок и электро. На втором Том находит уже свою собственную танцплощадку с определенными тембрами и настройками клавишных инструментов. Проследуем же дальше в засасывающий рассвет EBM второго поколения.
Теперь мы видим английскую группу VNV Nation (http://www.nation.demon.co.uk/), которая, однако, исторически так же выросла на канадской грибнице, как и Assemblage 23. Уже седьмой год эти ребята не похожи ни на что из того, что постигло клубы раньше, но по-настоящему волнение охватило нас в 1997 году, с появлением альбома “Praise the fallen”. Первый же клубный хит “Solitary” содержал слова, которые были не совсем мыслимы в обстановке стробоскопов:
In this picture stands a man, far away, alone and distant,
like a solitary field in the nameless foreign land
All around the points of light start to dim and cease transmitting.
Shadows fell on futile games and then there was nothing more
Through the screams of falling steel, by the light of flares and wisdom –
All the doubts I could not face, all this time I wanted more.
With a line I’ll mark the past as a symbol of beginning,
To the gods whose names we’ve lost and the names who gave in vain.
:
Set me aflame and cast me free, away, you wretched world of tethers,
Through the endless night and day I have never wanted more.
Always thought that I would stand before the faceless name of justice,
Like some law unto myself, like a child of God again.
Аранжировка у этой песни, если читатель ее не слышал, была воистину имперская: слои синтезаторов, настроеные в тембрах смычковых инструментов, пульсирующий ритм с электро-перекатами ну и, конечно, голос: опять приглушенный, такой вынуждено-нежный, дрожащий от собственного звука как струя воды от своего течения. Все вместе создавало впечатление нового литого саунда, в котором VNV Nation остались неповторимы и до сих пор. Анаграма “VNV” в их названии расшифровывается в слоган “Victory, not vengeance” (победа, а не месть) , то есть вырисовывается архитектура мужского начала, в борьбе влекомому к некому идеалу сквозь вражеские буераки и буденброки. Это, конечно, не такое оголтелое насаждение гонки вооружений и презрение мирных инициатив Москвы, как хеви-метал, здесь есть место и нежности, только не к женщине или ребенку (то есть не к проекции Музы или себя) а к слабости, слабости побежденного в бою. И конечно, текстовик Ронан Харрис (Ronan Harris) тоже метит на место вещающего:
Give me time, I will be clear, given time you’ll understand
What possesses me to right what you have suffered
I’m in this mood because of scorn, I am in the mood of total war
To the darkened skies once more and ever onward
There is no faith in which to hide, even truth is filled with lies,
Doubting angels fall to walk among the living
I’m in this mood because of scorn, I am in the mood of total war
To the darkened skies once more and ever onward.
(“Darkangel”, альбом “Empires”, 1999г)
Иначе говоря, мужчина претендует на обладание нашими страданиями, но вместе с тем отрицает веру, ему мерещатся сонмища сомневающихся и потому падших ангелов и мужчина этот находится в состоянии войны с потемневшим небом и всем, что за ним. Интересно, этакое пост-христианство. Возможно, все это было бы забавно, если бы не было правдой, а в EBM как-то не принято иронизировать.
Третий альбом VNV Nation называется Empires, поэтому пусть поклонники Крусанова и отчасти Галковского насторожатся. Про имперский, почти симфонический стиль аранжировок мы уже писали. Вобще, имперское сознание это попытка обладания миром путем фиксации его на месте, – ведь в империи по идее ничего не должно меняться. Попытка не удается, если империя рушится, то есть трещины по мрамору, то есть сгорает фотография. Именно это – пафос Ронана Харриса и топливо творчества VNV Nation, это надо слышать, это надо слушать. Буквально на днях, кстати, выходит новый альбом под названием Futureperfect. Я был на их концерте и услышанные новые песни весьма обнадеживают.
Автор считает VNV Nation и Assemblage 23 горящими ласточками EBM нового поколения и радуется им, как дитя. Существуют, конечно, и иные бойцы в нашем отряде. Вкратце опишем достойных, делая акцент на этот раз не на текстах, но на музыке. Естественным образом необходимо упомянуть шведскую группу Covenant http://www.covenant.dk/ (не путать с их хеви-металлическими тезками!) Их вокальная манера сходит на манеру упомянутых двух грандов, но музыка гораздо суше, клавишной раскраски здесь очень и очень мало, собственно вот вам – старый body music сыграный на новом оборудовании, с арктическими текстами типа:
The wind of the north seems pleasant and lush
Compared to the chill in my eyes at the time
The wind of the north obeys none but me
Calm as a sun while deleting you all
(“Wind of the north”, альбом “Europa”, 1998г)
О да, “deleting you all”, просто совсем непоседа какой-то! Порекомендуем к прослушиванию альбом Sequencer (1996г) – это апогей речитатива под полотно отчетливого, как колючая проволока на снегу, ритма. В США уже пять лет как существует гигант альтернативной клубной музыки – лейбл Metropolis Records (http://www.metropolis-records.com/). Многие маленькие лейблы уже полегли под ударами его шишковатой палицы в шершавых пальцах. 21 Circuitry Records, Pendragon Records, как бесславно вы погибли! Но каталоги ваши живут, живет и альбом Sequencer, дополненный всем содержимым сингла Stalker (1996г), он вышел на Metropolis, его то мы на вашем месте и постарались бы достать. На последнем альбоме United States of Mind (2000г) Covenant’а заносит в совсем уже танцевальную зону, баланс там еще не найден, да и в зоне этой и так собралось уже порядочно народу.
Например, норвежская группа Apoptygma Berzerk http://www.apoptygma.eu.org/. Апогей трансовых аранжировок, хоть сейчас отправляй их в клуб <Порт>, плюс немного наивные тексты, но главное здесь, конечно, настроение. Танцуем сжав зубы, девичьи губы пухлые закусив. Казалось бы, дальше уже некуда. Ан нет, есть еще группа Icon of Coil http://home.online.no/~paol/, апоптигмины ученики. Видел и их я в концертном исполнении. Берем вазелин, бежим целоваться, к нам приехал быстрый твердый Scooter (http://www.waldec.tt.ee/scooter/)! Допустим нам хочется пожестче, хочется мужского, хочется про войну. Кто же стоит там, на холме, в одежде немецкого спецназа? О, это группа Funker Vogt (http://www.funker-vogt.com/). У них другой узнаваемый звук, хотя возможно, что они просто ленятся сменить настройки на своих Korg-ах. Неожиданные мелодические ходы на имитаторе трубы дарят суровую бодрость, слова у непосвященных могут вызвать ехидство:
Что же делать мне теперь –
Я друга потерял!
Ничего уж не попишешь,
Надо нового искать.
Автору чудится в этом флер брутального гомосексуализма, но что поделаешь, все чувства в нашем мире должны адекватно выражаться.
Теперь попробуем Funker Vogt, но помедленнее и повдумчивее. Ставим записи канадской (опять!) группы Decoded Feedback (http://www.interlog.com/~defcode/), слышим просто таки оскал всех чувств. Так танцует рейвер, у которого только что отрубили обе руки. Очень светлая, утренняя музыка. Кровища везде, но душа сохранена. И у Funker Vogt, и у Decoded Feedback вокал немного искажен, а вот, допустим, захотелось нам вернуться к гадостям начала девяностых и вовсе свернуть его в тампон из чертополоха. И вдобавок попрыскать всю конструкцию сверху битым стеклом нойза. В таких необычных случаях люди достают альбомы мексиканской группы Hocico (http://www.hocico.net/). Эти выразительные неутомимые детишки ацтеков и пейотля любую Арину Родионовну с ума сведут. Здесь колышется полупрозрачный флаг зыбкой мистики, здесь место сбора фэнов писателя Масодова (http://literature.gothic.ru/main.htm, затем в Modern Classics, затем в раздел Проза – Илья Масодов). Ну и ритм соответствующий, как у сенокосилки. Автору нравится, он раздухарился и пляшет.
Или все таки хочется немного электро? Чтобы были такие безаккордовые ходы на синтезаторе, типа: па-па-па-па-ПА, па-ПА, па-ПА-па! Все мы знаем, что это такое, да? И двигаемся под группу Informatik (http://www.sinless.com/informatik/), а потом под группу Evil’s Toy (http://www.evils-toy.de/), а потом снова Informatik, причем следим за движениями, они должны быть острыми, отточеными, почти как у роботов, но все же не совсем как у роботов, поскольку мода на роботов у всех прошла, кроме дуо Тату (http://www.taty.ru/). Как раз здесь будет нелишним упомянуть такого деятеля как немца Rudy Ratzinger’а и его проект :Wumpscut: (http://www.betondisco.de/). Рудольф необычайно много сделал для развития электро, собственно, он определил свой подстиль, называемый им Endzeit Elektro – вещь заразная и запоминающаяся. Все дело, как всегда, в тембрах синтезаторов и создании уникального колорита, ему это, безусловно удается. Именно тембрами различаются в нашем стиле разные группы, именно в области тембра состоит их музыкальное экспериментаторство, столь много дающее музыке в целом. Альбом :Wumpscut: Bunkertor 7 (1995) и поныне считается во многом непревзойденной классикой EBM Руди начал свою карьеру в 1991 году как ди-джей, полюбил группу Leather Strip, чье влияние до сих пор нащупывается при взгляде на оформление вампскатовых альбомов: трупы, трупы, сплошной красный смех. Ай. Если бы не изумительная музыка его, если бы не композиции типа Thorns (1995), Outside (1999) и Wreath of barbs (2001), он легко остался бы далеко за рамками нашего эстетического фокуса. Кому нужен мучимый комплексом сексуальной неполноценности подросток с наивными богоборческими стремлениями в пылающих глазках? “Ничего у нас с тобой не вышло”, – сказали бы ему – столь не похожему на Рильке – мы, столь не похожие на Цветаеву. Но вот он пишет замечательную музыку, сгущенную и холодную, и мы узнаем в ней себя, или расстояние до любимой, или время, прошедшее с нашего рождения. Руди – молодец. Слушаем проект :Wumpscut:, особенно последний его альбом Wreath of Barbs (2001), синтезировавший все его идеи за последние десять лет.
Посмотрим, что у нас есть еще. А еще у нас есть проект XPQ 21 (http://www.xpq-21.com/), представляющий из себя мутацию техно продюсера по имени Jeyenne, выпускавшего в середине девяностых замечательные танцевальные <телеги> на лейбле Frankfurt Beat Productions. Теперь он начал петь под музыку, классифицировать которую довольно трудно, в ней есть что-то от рока, но нет гитары. Музыка XPQ 21 радует, так автор еще в школе радовался произведениям швейцарской группы Yello (http://www.yello.ch/). Налицо тот же подход к музыке: сочетание театральной бутафории с искренностью, чрезвычайно ярко, артистично. Мы порой видим печаль, но не видим сморщенности хоботка, мы не видим депрессии. Многообразие выразительных средств вкупе с их владением восхищает. Да, это немного театр, но театр энергичный, сильный, с элементами юмора. Группе Umbra et Imago (http://umbraetimago.de/) с ее сценическими хеппенингами и перепевами “Rock me, Amadeus” и “White Wedding” до этого далеко. Здесь царство плотного, аналогового звука, оттопыреных реплик вокалиста и неожиданных “кислотных” линий столь знакомых нам по acid-house. Все эти элементы в принципе, должны быть нам знакомы, но собраны они в воистину уникальную мозаику. Альбом Destroy to create (1999) или во многом пересекающийся по композициям с ним альбом Belle Epoque (2001) будет достойным пополнением вашей коллекции, привлечет к вам массу новых друзей, поможет поддержать в разговор на фуршете среди представителей элиты и найти новую работу. Так же он помирит вашего мужа с любовником, вы избежите вытрезвителя, разрухи, Сибири, запарки на конвейере, задержки. Не стесняйтесь, все равно никто не видит.
Наконец, что-то для любителей напевно-готического стиля, поклонников Deine Lakaien (http://www.deine-lakaien.de/deine-lakaien/nav.html) и ранней Ataraxia (http://www.ataraxia.net/). В Германии живет и радует глубиной своего внутреннего содержания группа Janus (http://www.schlafendehunde.de/). Первый же их альбом Vater (Папа, 1998) на лейбле Innovation Records (http://www.sra.at/comps/169/9897.htm) произвел на нашем балу фурор. Оперный вокал Patricia Schwan вместе с неожиданной, неформатной музыкой людей по имени T.Hahn и RIG (да, именно так) сочетание интересных электронных звуков с когортой “живых” музыкантов, играющих на инструментах типа дарбуки, тарабуки и просто скрипки. Длинные, балладные композиции по шесть, по десять минут. За электронным мясом следует скрипка, потом надрывный мужчина RIG, потом свирепые гитары, а вот уже поет божественная Патрисия. Как и XPQ 21, эти ребята вне стилевых рамок. Что нормально, многообразие внутри при талантливой проекции приводит к многообразию снаружи, по этой идее каждый одаренный творец должен создавать свой стиль. И все же, по тематике и общему впечатлению это EBM, но очень развитой, обросший родинками, паузами, гитарными соло. Автор видит сходство, эстетическое и не только оное. Не зря ведь первая композиция с этого альбома Isaak ходила в хит-парадах альтернативных танцклубов. А слова у Януса попадаются, например, такие:
Mudes Herz, alte Kraft
Bald hast du genug geschafft
Weiter fort, bis ans Ziel
Lebe wohl! Mein Saitenspiel!
(“Saitenspiel”)
Классичность композиций и тем отсылает нас ко всему, что было создано в прошлых веках, человеку более-менее образованному можно просто потеряться в своих ассоциациях, но все же остаться увереным в одном – искусство продолжает развиваться и придумать в нем что-то свое можно до сих пор, невзирая на глумливый хохот задастых постмодернистов от музыки.
Видимо, пора уже потихоньку запахивать наш тулуп, собирать нехитрый рыболовный скарб и, почесав макушку, сматывать удочки. Заметим, что EBM уже давно не секрет для мира и для автора остается загадкой, почему этот стиль толком не прижился в России – почти нет исполнителей, пытающихся делать в нем что-то, почти нет клубов, продвигающих эту культуру, хотя Петербург мог бы стать идеальным местом для ее рассадника, ведь именно EBM-у подвластно выразить всю эту нашу достоевскую архитектуру с психоваными ранами площадей. Может, дело в отсутствии инструментов, стоящих дорого – ведь здесь не обойдешься одними програмками для компьютеров, нужны достойные, добрые клавиши.
Многие, многие группы не упомянуты трудолюбивым автором, а помянуты лишь большинство из, на его взгляд, интересных. Может, вам тщится войти в EBM одним ударом? Для этих целей хороши сборники работ, коих тоже великое множество, отметим два: Das Ich “Re-laborat” (2001) и Front 242 – “Headhunter 2000” (2000). Первое суть ремиксы песен не нуждающихся в представлении милых некромантиков Das Ich (http://www-cse.ucsd.edu/~casanova/DasIch/), сделанные всеми сливками EBM-Парнаса. К самой Das Ich у автора отношение неоднозначное ввиду их невнятного труположества, но ремиксы вышли на славу, почти все. Второй диск, как вы уже, конечно, догадались, состоит из ремиксов на песню Front 242 Headhunter. Два года назад это был грандиозный проект, в котором отметились почти все, кто мог. Результатом его должны были стать четыре сингла. В конце концов, их вышло пять, а доброе жвачное животное Metropolis Records выпустило первые четыре в формате двойного альбома, вот его и следует достать. Там весь спектр: от рейва Talla 2XLS и его друга Resistance D до абстрактных IDMовых конструкций Haujobb’a (http://www.metropolis-records.com/?artists/haujobb.html) и Beefcake. Так же в помощь страждущим прилагается список одной-двух интересных композиций каждой группы, снискавшей добродушное внимание в этой статье.
На этом попрощаемся: автор надевает резиновые штаны, опоясывается кожаными ремнями и идет в индустриальный клуб, чтобы испытать на себе воздействие всего, о чем он здесь написал. Радости и счастья вам, друзья!
Отцы:
Front 242
- Headhunter
- Crapage
- Tragedy ->for you <-
Молодое:
Assemblage 23
- Anthem
- Purgatory
- Awake
- Disappoint
VNV Nation
- Solitary
- Honour
- Kingdom
- Genesis (C92 mix)
Covenant
- Stalker (club mix)
- Tour de Force
XPQ 21
- Gothic Novel
- Dancing queen
Janus
- Saitenspiel
- Lolita
- Veronica
Funker Vogt
- Tragic Hero
- Subspace
Decoded Feedback
- Frozen
- Existence
Apoptygma Berzerk
- Eclipse
- Love never dies
Icon of Coil
- Regret
- Theatre of Tragedy – Lorelei (Icon of Coil mix)
Hocico
- There was a time
- Spit as an offence
Informatik
- Watching you watching me
- Entropy
Evil’s Toy
- Angel’s Only! – Beyond
Wumpscut
- Thorns
- Golgotha
- Sag es jetzt
- Fear in motion
The Galan Pixs
- Anuschka corazon
- Acid anger again
Unheilig
- Die Macht
- Sage Ja! (club mix)
Birmingham 6
- Accept reality
Анналы:
Bigod 20
- Like a prayer
- The Bog
A split second
- Flesh
Defcon 4
- Masturbation
The Klinik
- Obsession
X10
- Repulsion
In Sotto Voce
- In Sotto Voce
Cobalt 60
- That day
Voltage Control
- Antithesis
Mussolini Headkick
- Empire