Для тех, кто умирает последним

Концерт Reutoff, что состоялся в прошлую пятницу, 8 октября, в «ДК В Почете» стал логическим продолжением лекции А. Дугина, которая предшествовала выступлению. Заявленный перфоманс ограничился оформлением сцены – Александр Гельич восседал между двух березовых бревен с вбитыми в них топорами. К топорам были аккуратно примотаны опрятные оптические прицелы.

Лектор в свойственной ему иронически-заостренной манере поднял проблему «радикального субъекта», непосредственно касающуюся существования человека в осенней сутолке последних времен.

Сегодня мрак сгустился, словно цепенеющий бетон, – и не то что лиц товарищей, свое собственное лицо разглядеть практически невозможно. Солнце скрылось, воспоминание о нем тускнеет, словно древняя пыльца, и никто уже не может с уверенностью утверждать – жив ли он, мертв или давно дезертировал с поля боя.

При всей чудовищности нарисованной картины нам предложен парадоксальный путь к надежде: спасение рождается в сердце смерти не «потому», но «вопреки». «Радикальный субъект» – этот тот, кто в ситуации абсолютного проигрыша, говорит “я победил” и поступает соответствующим образом.

Этот тот, кто «пробежит по карнизу и не рухнет» в ситуации, когда существование его самого, карниза, способности бежать и чего-либо вообще недоказуемо и крайне сомнительно. Тот, кто бежит под свою ответственность, по воле последней личной храбрости – несмотря на то, что никто не обещает победы.

Двухчасовая пауза после лекции изрядно проредила зал. Дождались концерта, очевидно, субъэкты разной степени радикальности, да – впрочем – оно и к лучшему.

Пепельница на потертом дощатом полу, искра зажженной сигареты, увязшие в древесине топоры – все и всех накрыло слитной волной ласкового шершавого шума.

Reutoff играли вдвоем, в усеченном составе, растянув на час слитное полотно глубокого и плавного dark-ambient’а; и если на что и можно было пожаловаться – так только на отсутствие видеоряда. Гипнотически ритмические вещи перемежались вибрирующими атмосферными коллажами, в трепете которых угадывалось серебро мелодических линий. Различить эти тонкие нити в плотной ткани шумовых волн – все равно что найти слабый пульс на теплой любимой руке – пульс еле слышный, но неумолимо обнадеживающий. Лучшего саундтрека к тому, о чем говорилось в этом зале пару часов назад, невозможно представить. Это музыка одинокого сосредоточенного противостояния – спокойного, отчаянного и от того столь прекрасного. Такая очень русская, православная музыка.