THALAMUS II

Albedo*

15 мая во Пскове, в клубе “ТИР” прошёл Российский постиндустриальный фестиваль “Thalamus II” (http://thalamus-fest.spb.ru), посвящённый Победе, организованный КультФронтом НБП при поддержке лейбла ZHELEZOBETON (http://zhb.radionoise.ru).

География фестиваля расширяется, и на этот раз в нём приняли участие проекты из Рязани, Москвы и Санкт-Петербурга. Состоялась презентация первого релиза лейбла КультФРОНТ – диска, посвящённого первому фестивалю Thalamus “Рождение”.

ШУМЫ РОССИИ
(Санкт-Петербург – Москва)

На часах 20:00, и на сцене появляется Гоша Солнцев (СПб), облачённый в униформу мероприятия за номером 14. Он сообщает, что сейчас мы будет разговаривать с мёртвыми. Совсем недавно он выступал как проект “Голоса Мёртвых” на фестивале “Весеннее Равноденствие 2005”. Теперь он решил использовать те наработки в своём основном проекте. Суть заключалась в том, что он помимо стандартных наборов звуков, используемых ШР, применял записи голосов умерших людей. Данный феномен известен как ЭГФ (электронно-голосовой феномен), и его друзья, которые занимаются изучением этого явления, поделились с ним накопленным материалом. С вкрадчивого шёпота начинается погружение в тот мир, в который все мы скоро переселимся. На экране демонстрируются видео-зарисовки со всевозможными часовыми механизмами, и в звуках можно разобрать ход часов, приближающих свидание с той стороной бытия. Звук слабый, и “отряд добровольцев в защитных оболочках”** отправляется на помощь музыкантам. Беседа со звукорежиссёром заканчивается его изгнанием из-за пульта и далее негативных эмоций, связанных со звуком, не происходит. Аппаратура позволяет испытать в полной мере то, что было задумано музыкантами. Постепенно звуковая мощь нарастает, и на сцену выходит второй участник проекта – Анна Журко (Москва). Она одета в красное детское платьице в чёрный горошек и рваные колготки. Сразу вспомнился Масодов и его героини. Мёртвый ребёнок, чья неупокоенная душа плачет и плачет, кричит и кричит… Жестокая бессмысленность мира сделала её мёртвой и не важно, что это было, автомобиль, за рулём которого ехал пьяный и весёлый человек, или нежный дяденька, живущий на окраине села у леса.
Очень качественное и сильное выступление.

EKRAN
(Санкт Петербург)

После небольшой паузы на сцене устанавливаются два Советских синтезатора, и на экране появляется кадр из Советского детского научно-познавательного слайд-фильма “Человеко-минимум. Р. Шекли”. На сцену поднимаются люди в белом. Номера на униформе 01 и 02. Это сайд-проект питерских музыкантов ММ и ДД, более известных по своим сольным проектам Kryptogen Rundfunk и Anthesteria. В рамках проекта EKRAN они импровизируют с синтезированными звуками, извлекаемыми из старых Советских синтезаторов, вдохновляясь космическими свершениями и мечтами Советского Союза. Звуковой ряд представлял собой плотный поток переливающихся частот синтезированных звуков, чутко контролируемый творцами и направляющий внимание сознания в самую суть природы океанического экстаза. Визуальный ряд шёл в том же ключе. Слайды по Шекли закончились, их сменили слайды из историй про робота “ЭЛ-76” и пр. Так продолжалось порядка 40 минут. Сила воздействия оставалась практически постоянной, что если и утомило, то только в конце.
Неплохое выступление. На твёрдую четвёрку.

MAJDANEK WALTZ
(Рязань)

Перед выступлением этих музыкантов воцарилась тишина. То ли это было связано с тем, что пришлось переподключать всю аппаратуру (музыканты играют только на живых инструментах), то ли коллективное предчувствие грядущего уберегло сознание от ненужной фоновой музыки. Итак. На экране белым на красном фоне зловеще горит название группы. На сцене появляются музыканты. В руках акустическая гитара, безладовый бас и баян. Вокалист элегантно курит и серьёзно вглядывается в зал. Название песни, – и в зал уходят первые тихие аккорды гитары. Тихая аккуратная музыка успокаивает, но бдительность не утрачивается. Чуткий покой и таинственность текстов от песни к песне. Но вдруг словосочетание “Моя свастика” изящно больно и уверенно режет слух. И заклинания о том, чтобы она воссияла и пела внутри чёрным солнцем, повторяясь, убеждают в негативности отсутствия её на горизонте событий этой страны. Несколько спокойных номеров, – и вновь внезапная мощная звуковая волна, которую сложно даже предположить, глядя на инструменты. “Любовь, как удар кнута!..” Шок. И кажется, что конца повествования этой аксиомы не будет никогда. И всё-таки спустя десять минут, достигнув апогея ярости, всё стихает… Микрофон утратил свои функции, не пережив такого. Абсолютная тишина.
Без комментариев.

CISFINITUM
(Москва)

На сцене появляется истинный музыкант. Профессиональный скрипач и не менее профессиональный экспериментатор звуковых потоков – Евгений Вороновский. Номер униформы фестиваля – 18. Перед ним только табурет с аппаратурой и скрипка в руках. Днём мы имели честь приобщиться к его таланту классического музыканта. Он исполнил несколько произведений Баха на моей скрипке. Теперь же мы становились свидетелями, как можно использовать классический инструмент в непривычном для него качестве. Его скрипка оснащена midi-интерфейсом, и звуки, которые производились благодаря таким усовершенствованиям, имели явно неземную природу происхождения. На экране шёл специально подготовленный для выступления видеоряд, который описывать нет смысла. Можно сказать только, что он идеально гармонировал с рождающейся в коллективном сознании и изливающейся со сцены музыкой. Сам Евгений по мере выступления всё смелее свешивался за порог двери, отделяющей наши миры от потусторонних. Он был охвачен производимыми собой звуковыми волнами, как осенний лист в первой зимней метели. Иногда он замирал, а после, ударив рукой по аппаратуре, кидался в стихию космической информации с ещё большей силой. Это настолько завораживало, что становилось жутко от мысли, что этому скоро придёт конец. Детская беспомощность от страха понимания, что скоро всего этого не будет, осталась в сердце вечным тихим ужасом пополам с вечным тихим наслаждением после окончания выступления…
Сильнейшее выступление проекта.

LUNAR ABYSS DEUS ORGANUM
(Санкт-Петербург)

Евгений Савенко и Ко (Николай Николаевич и Гоша Солнцев), появляясь на сцене, чувствовали, что после предыдущего выступления выступить в полсилы будет непростительным грехом и тогда ничто не спасёт богов от происков вездесущих демонов.
Слева направо. № 14 – Гоша в респираторе и полностью зачехленном комбинезоне, № 05 – Евгений с пучком тлеющих аромопалок и № 06 – Николай с любимым железом.
На экране появляются психоделические пейзажи с видами Карелии, и мы слышим первые звуки надвигающейся бури, вызываемой профессионалами от шаманизма. Буря не заставила себя долго ждать. Страсти накаляются по мере нарастания плотности заклинаний Евгения, звукового и визуального рядов. Аппаратура работает на грани своих проектных мощностей, впрочем, как и восприятие присутствующих. Погружение в быт духов Карелии не оставило безучастным никого. Выступление продолжалось больше часа. В итоге каждый, хотел он того или нет, узнал то, о чём нельзя говорить вслух. Это привело к безумным танцам двух очаровательных девушек. А несколько местных молодых аборигенов, которые явно не ожидали, что есть радость танца и вне гопотек, были парализованы и тупо улыбались.
Один из самых сильных по воздействию на психику концертов Евгения Савенко и Ко.

Такой была вторая серия ретроспективы музыки будущего, нашей музыки. До новых встреч!

Фотографии и иной взгляд на произошедшее можно изучить здесь:
http://www.nbp-info.ru/nbart/
http://zhb.radionoise.ru/rus/foto_06.html

* – Albedo (лат.) – осветление, работа в белом, в алхимической традиции вторая стадия превращения, трансмутации первичной материи, “рассвет”, “серебро”, “лунное состояние, которое еще должно быть поднято до солнечного состояния” материи.

** – см. серию мультфильма Магазинчик БО “Зоосад” из части №2 “Разгон” здесь: http://www.mult.ru/projects/mb/mults/  

Тов. Вечнозелёный
КультФронт 2005