“Энергия абсолютного ужаса является единственной
альтернативой могуществу тотального сна”.
Гейдар Джемаль
Чтение рассказов Пола Боулза напоминает прогулку по замерзшему озеру. Хрустнет наст, и ты не заметишь, как из под ног бежит тонкая нить. Ее не видно, но чьей-то выдох холодит затылок, очертания деревьев на берегу становятся строже, и морозный воздух проникает глубже легких, добираясь сквозь кости и плоть к тому, о чем ты и сам не гадал. Все случится как будто само, ты просто не скажешь “нет”, скажешь “si, a Tapiama”, словно поскользнешься или другая нелепая случайность, если речь может идти о случайностях, когда под ногами щерится тьма. Но взгляд тянет к замерзшим полям, и мнится, будто ты можешь различить уходящие к небу следы, а между ребер – вдруг ставших чужими – вдруг охнет пустота, как бывает в паденьи сквозь сон, сквозь годы без любви. Ты видишь человека во льду безжалостно ясно, в отстраненной дали. Лишь касаясь аболютного ужаса с-другой-стороны, человек обретает опыт большего, чем он сам – того, что превосходит конечность бытия.
Пол Боулз, “Нежная добыча“, собрание рассказов, том I, Kolonna Publications и Митин Журнал, 2005
Пол Боулз, “Замерзшие поля“, собрание рассказов, том II, Kolonna Publications и Митин Журнал, 2005