Пожарная тревога

В Москве состоялся фестиваль немецкого дарк-эмбиента Terra Incendium

В прошлые выходные в клубе IKRA гудели Inade, Herbst9 и Land:Fire. Все три проекта издаются на немецком лейбле L.O.K.I. Foundation, который, специализируясь на темном ритуальном эмбиенте, в значительной степени сформировал европейский пост-индастриал 90-х.

Концерт открыл дуэт Land:Fire – побочный продукт Herbst9, исполнивший весьма бойкую программу с видеорядом на тему ядерных испытаний. Хотелось, конечно, довести до логического завершения, пальнуть в крупнозернистые пейзажи ритм-н-хрустом, полирнуть, пардон, гроулингом – словом, прогуляться за рамки жанрового рабства. (Сугубо субъективные заметки). Следом началась самая многообещающая часть концерта. Inade, легенды многозначительного дарк-эмбиента и кураторы L.O.K.I. Foundation, подают себя как «аудиомифологов», исследователей запредельного. На сцене орудовали бородатый человек в черной шапке (похожий на ребе) и добротный бюргер, порой выходивший к микрофону постоять в позе мудрости. Из колонок лились многослойные каскады, чья стерильность не уступала качеству альбомных записей. Некое оживление привносили сахарные россыпи живых флейт, весьма уместные в общем потоке. Закрыли фестиваль Herbst9, чей, кстати, лучший релиз – 7-дюймовка Enenylyn – вышел не на L.O.K.I. Foundation, а на Drone Records. На этот раз к Генри Эмиху и Франку Мертену присоединился ударник, поначалу продемонстрировавший выдающую способность попадать мимо любых ритмических конструкций. И снова – слишком выверенный, выхолощенный саунд, впрочем, бьющий в сердце инфравибрацией. Отключив внутреннего цензора, стоит признать, что к концу часового выступления «Осень9» слегка выбила оставшихся в зале (многие покинули клуб, спеша успеть на метро) из реальности.

Другой вопрос, что вопреки названию мероприятия, земля под ногами не сгорела – И ЭТО НЕ МОЖЕТ НЕ ОГОРЧАТЬ. Лет десять назад хедлайнеры фестиваля казались пионерами заповедного фронтира. Правом на него претендовать никто особенно не интересовался, потому что претенденты говорили на новом музыкальном языке. Сегодня же вокруг нарисовалась толпа имитаторов, лопочущих на том же языке столь бойко, что вслушиваться не хочется. Новизна здесь не причем – дарк-эмбиент, в конце концов, крайне традиционное искусство и не страдает информационной одержимостью. В случае с Inade и L.O.K.I. Foundation изматывает бесконечная реплицируемость антуража, жонглирование атрибутами мудрости. Сделайте глубокомысленный вид, зачитайте цитаты из «источников» и – ощутите эрозию смысла. Ощутите вовлеченность в безопасное стерильно-европейское хобби. В ситуации переизбытка сущностей, одержимых вирусом авторствования, подлинность, если она и была, теряется в лабиринте отражений.

С другой стороны Web 2.0 на социальном уровне предполагает возникновение полуавтономных ячеек со своим культурным кодом. Пусть их будет больше, «пусть государство будет маленьким» и пусть поэзия станет делом каждого. Но, честно говоря, я и не знаю, что нас спасет.

Фотографии с фестиваля Terra Incendium можно посмотреть здесь: http://radiodrone.ucoz.ru/photo/1-1