И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
Откровение 5:2
First Law – это прежде всего идеальный образец неконъюнктурной музыки. И происходит это вовсе не от звуковой формы – это не japanoise и не европейский минимализм, рассчитанный на крайне узкий круг слушателей. Андреас Ванманн (единственный участник проекта) занялся музыкальными экспериментами еще в 1981 году. Что они собой представляли тогда – сказать трудно ибо до недавних пор музыкант не стремился донести свое творчество до масс. Правда, судя по его заявлениям, не стремится он к этому и сейчас. Лейбл State Art никогда не славился ни крупными тиражами, ни известностью среди т.н. музыкальной элиты. Как уже говорилось, музыка Вахнманна не массовая не по каким либо техническим причинам – все дело в подходе к творчеству и в отсутствии у FL каких-либо амбиций (в общепринятом смысле). First Law увидел свет исключительно благодаря инициативе Манфреда Ленца (Turbund Sturmwerk).
За последние три года вышли в свет два альбома (MCD и CD). Кроме того, First Law отметился на двух компиляциях: немецких “Natural Order” (State Art 1998) с треком “Holy War” и “Saturn Gnosis” (LOKI Foundation), вышедшей в 2000 году.
Трек “Holy War” есть ни что иное, как кавер-версия знаменитой лед-зепелиновской “Whole Lotta Love“, в которой Ванманн сводит воедино хард-роковые ритмы семидесятых и речи Джима Джонса, американского символа апокалиптического сектантства, отравившегося вместе с группой своих единоверцев.
Общая музыкальная концепция First Law не поддается однозначному определению. Она колеблется между достаточно размытым IDM и амбиентными пассажами в духе Contrastate. Зато вполне очевидны идеологические и культурологические предпосылки проекта. Ванманну не чуждо стремление к тому, что находится за рамками современной либерально-протестантской морали и вне устоев коррозирующей цивилизации. Логотип проекта – кельтский крест или мишень, составленная из патронов, – как своеобразная эмблема этого порыва и предстоящей борьбы. Хотя эмоционально оба альбома (“Revelation 5:2” и “Violent::Sedated”) диаметрально противоположны. Первый – это посвящение и реквием печально известному американскому идеологу и сектанту Дэвиду Корешу, уничтоженному вместе с группой единомышленников гидрой американского мондиализма. Фотография Д. Кореша на обложке сопровождается кадрами штурма его цитадели в Техасе на развороте, а также цитатами из Нового Завета и стихов самого Кореша:
Вы приступили не к горе осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре… Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушавши глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес…
К евреям 12:18,25
For in the Christ, we’ve seen a bride,
The water mixed with blood,
The wife with cloven tongues of fire,
Of whom the Christ has loved.
(excerpt from “Eden to eden” by D. Koresh)
В этом релизе, состоящем из трех трэков и вызов профанам и размышления о новой протестантской эсхатологии Кореша. В музыкальном отношении альбом представляет собой электронные композиции с тягучим ритмом ударных и пульсирующими высокочастотными звуками. Редкие сэмплы духовых инструментов только усугубляют гнетущую атмосферу пира профанации. В кульминациях амбиентный ряд смешиваясь с ударными превращается в звуковой и эмоциональный хаос. На этом фоне – постоянная проповедь в стихах в исполнении Дэвида Кореша. Эти и без того непривычные уху обывателя проповеди о Христе, музыке и современном мире положены на ритм, почти не меняющийся на протяжении всего альбома, и временами звучат как древнее ритуальное песнопение (последние, кстати тоже присутствуют в форме гимнов и псалмов). Звуки автоматных очередей и протестантская мелодика, смешиваясь, лишний раз подчеркивают всю абсурдность и извращенность либеральной религиозности.
Сам Андреас оценивает “Revelation 5:2” как «многомерную историю о пропаганде и дезинформации, ошибочности передачи монополии власти в руки фикции подобной т.н. «хорошему правительству» и исполняющемуся пророчеству о человеке ставшем бараном… простите, агнцем.».
Миниальбом приурочен к пятой годовщине трагедии в Вако и, несмотря на столь прямые заявления Андреаса, чувствуется и его вполне неоднозначное отношение к фигуре Кореша. Это бесспорно трагичный апокалиптический образ, пострадавший от характерной для эпохи извращенности в методике передачи информации. Случай с единомышленниками Кореша, расстрелянными не из-за конкретных преступлений, а лишь из-за «потенциальной опасности» военизированной секты – это средство, которым пользуется Ванманн, чтобы нарисовать картину американской тирании толпы, враждебного здравому смыслу правительства и проституированности СМИ.
Для альбома «Violent::Sedated» не характерна столь ярко выраженная идеологическая концептуальность. Звуковая концепция в корне отлична от имевшей место на MCD. Звук становится более мягким и атмосферным и вполне соответствует идее релиза, изложенной на развороте:
«Покуда иллюзия сладка, мы пребываем в гармонии, мирно беседуя зачастую положа руку на плечо соседа. Но в определенных ситуациях подобное спокойствие исчезает. И как только мы вкушаем горькие воды интоксикации наши живые души мгновенно пробуждаются.
Мы ищем слова и образы, чтобы поймать новое ослепляющее великолепие. Даже сама земля под ногами кажется чужой. Но больше всего беспокоит то, что теряется память. Когда мы ищем неизведанные пути, очень просто потерять чувство равновесия. С другой стороны – если мы мечтаем о полете, неуклюжий прыжок может принести больше радости, чем безопасность хорошо известных троп.
Как только мы осознаем свою неудачу, мы начинаем пытаться освободиться. Мы тоскуем по настоящему, по реальности и готовы броситься и в огонь и в лед, лишь бы избавиться от усталости. Как всегда, когда соединяются зрелость и отчаянье, мы обращаемся к силе – разве это не вечный маятник, день и ночь качающийся на руке времени. Так давайте начнем мечтать о насилии и господстве!».
Стремление гармонично соединить оформление, идею и звук. Даже трэк-лист состоит из названий химических веществ с помеченной в скобках дозировкой. Только результат приема внутрь или другого использования упомянутых веществ не вполне известен. Быть может он приведет к экстатическому состоянию, проповедующемуся на альбоме «Violent::Sedated», к изнуряющим духовным ритуальным скандированиям и всепроникающему трансу. А может и к реальному итогу – духовной и физической смерти.
В целом, звук последнего релиза не вполне соответсвует звуковой концепции лейбла LOKI. Дарк-амбиент не столь глубок и архаичен, сколь у всех остальных релизов лейбла. Вышеупомянутый миниальбом стоит к ним гораздо ближе, хотя и выпущен совсем другим лейблом (State Art). Но с технической точки зрения произведение великолепно, что не только говорит о профессионализме Ванманна, но и делает честь малотиражному лейблу.
Концепция First Law, по словам самого Андреаса, исключает всякую возможность живого перформанса: «Я не считаю, что выступления «вживую» концептуальны для индустриальной и электронной музыки. Мы же не какие-нибудь там рок-звезды…». Отрадно осознавать, что понятие о концепции еще осталось у кого-то из современных электронщиков и еще остались те, настоящие, художники, считающие унизительным для себя выступления с деланно серьезными нажиманиями кнопок “play” и “stop” на CD – проигрывателе.
дискография First Law:
“Holy War” – v/a “Natural Order” (State Art 1998)
“Revelation 5:2” – (State Art 1998 MCD)
“Violent::Sedated” – (LOKI Foundation 1999 CD)
v/a “Saturn Gnosis” (LOKI Foundation 2000 2×10″)