Larte dei Rumori – Искусство шумов – L’Art des Bruits

к 90-летию со дня рождения Манифеста Руссоло

11 марта 1913 года итальянский гений, художник -футурист, будущий герой-комбатант Великой Мировой Бойни Луиджи Руссоло, презрев уничижающее авангардистский экспансионизм коленопреклонение перед сочащимися  зловонными миазмами гармониями прошлого, изверг из своего божественного мыслительного аппарата Манифест, известный всему миру как “Искусство шумов“, выдвинув тем самым радикально новую доктрину музыкальной деятельности с центральным лозунгом: использовать звуки индустриальной цивилизации для создания величественных симфоний современности. Во главу угла была поставлена задача выявления и использования новой звуковой палитры, всецело отображающей наступившую эру механизмов и машин, нарастающий диктат ослепительной геометрии мысле-плоти, мир взбудораженно-возбужденных клокочущих толп и всепланетарного военного столкновения – священной гигиены мира и залога вечного обновления человечества. Руссоло констатировал, что звукопространство, в котором протекает современное ему жизнедействие, совершенно отлично от предшествующего периода, когда в мире преобладали шумы природы и человеческие голоса. Это изменение – следствие рождения на планете индустриальной цивилизации, т.к. “Только в 19 веке, с изобретением машин родился Шум“. Из этого следует необходимость формулирования новых музыкальных решений и подходов. Руссоло заявляет, что чистые звуки великих композиторов прошлого стали слишком привычными для уха человека Новой Машинной Эры, ибо “Чистый звук своей миниатюрностью и монотонностью не создает уже никаких эмоций“. “Надо непременно разомкнуть этот замкнутый круг чистых звуков и завоевать бесконечное разнообразие звукошумов”, что должно привести к желанному растворению индивидуума в ревущем потоке бешенно вибрирующей и несущейся с рокотом реальности. “Шум имеет могущество обращать нас к жизни“, вещает великий итальянец и яростно призывает к немедленному и всеохватному использованию всего спектра конкретных звуков новорожденной техно-сферы и к их безотлагательной ритмической и гармонической организации согласно активитско-волюнтаристкому духу Магического Футуризма всегда идущему наперекор любым вялым бледно-пассивным подражательным имитациям и безвольно-формалистическим произведениям.

Уже имевший к тому периоду широкую известность живописец, чьи работы “Динамизм автомобиля“, “Восстание” и другие по праву считаются классикой итальянского футуризма, обладая авторитетом ближайшего соратника великих Маринетти и Боччиони, Луиджи Руссоло проявил себя в новом музыкальном амплуа не только как чуткий теоретик, но и как активный практик, вместе со своим помощником Уги Пиатти вручную сконстуировал целый ряд уникальных звуко-продуцирующих механизмов (intonarumori), имитировавших пронзительный свист, механический гул, звериный вой, шелест железа завывания ветра, лай, рокот, грохот, утробное урчание и раскаты грома, и с успехом продемонстрировал их на первых провокационных представлениях футуристов в 10-х годах прошлого века.

Став наравне со многими футуристами добровольцем Первой Мировой Войны и получив тяжелое ранение, Руссоло лишь к 1921 году вернулся к своим звуковым поискам: cоздал из деталей подвесного канатного моста в Тьене шумовой “rumorharmonium”, занимался исследованиями микротональных и импровизационных структур, позднее один из первых обратился к исследованию графической записи музыки, провел ряд успешных выступлений по всей Европе со своими шумовыми модуляторами. Он неоднократно указывал на то, что развитие музыки ограничено лишь техническими возможностями его времени, предвосхищая появление многих будущих тенденций, таких как “конкретная” или электронная музыка. Под влиянием идей и практической деятельности Руссоло находились как признанные мастера такие как Равель, Стравинский, так и тогда еще менее известные Варезе, Онеггер и другие. Многие из них после смерти маэстро в 1947 году продолжали нести в Грядущее полыхающее пламя громкокипящего шумового эксперимента и пафоса глобальной реорганизации звуко-пространства Вселенной на основе футуристической воли
к невозможному.

Руссоло верил что человек индустриальной эпохи обретет новые футуристические органы чувств и это изменит его восприятие окружающего мира. Он верил что моторы запоют прекрасными нечеловеческими голосами, объединенные в огромные шумовые оркестры-заводы, что возможно с помощью искусства шумов выразить музыкальную душу взвинченных толп, больших индустриальных верфей, фабрик, трамваев, бронепоездов, штурмующих небо аэропланов и рыкающих в иступлении автомобилей. Манифест Руссоло явился той магической глыбой, которая будучи брошенной великим итальянцем в застойные воды мирового искусства, спровоцировал мощное распространение идеологических и эстетических волн, что привело к рождению того Девятого Вала шумовых манифестаций и футуро-брюитистской активизации последних десятилетий, свидетелями и участниками которых мы имеем честь быть.

Александр Лебедев-Фронтов
(Авангардистское Движение)
11 марта 2003г., Санкт-Петербург