Heilige Feuer V

Пятый, юбилейный Heilige Feuer в этом году получился в два раза длиннее обычного: за два вечера 26-27 ноября в московском культурном центре “В Почете” отзвучали 10 проектов. Вопреки опасениям, место, выбранное для проведения мероприятия, оказалось вполне подходящим – огорчал разве что не слишком мощный звук.

1.

Выступление Reutoff, которые открывали первый день, оказалось едва ли не самым спокойным, мелодически насыщенным и многослойным из всех, представленных участниками “Священного огня”. Подмосковное трио сыграло час характерного сложносочиненного dark ambient, насыщенного подвижным пульсациями и разнонаправленными мелодическими структурами. В качестве видеоряда были использованы переведенные в негатив короткометражки Клайва Баркера, добавившие и без того драматичной музыке тревожно-ритуальный оттенок.

Наметившуюся линию акустического священнодействия продолжили следующие участники концерта – Les Bruits Russes, реинкарнация московских “Шумов России”. Первые десять минут благородно-косматый вокалист с чувством, с расстановкой вещал перед публикой про гробы, подсвечивая листок с текстом красным прожектором. Мелодекламация, оплетенная извивными стенаниями двух девушек, прорывалась сквозь рубленный, пущенный с ноутбука нойз, на плечах которого топтались живые ударных.

Следующие пятьдесят минут звучали примерно так же, после чего на сцену поднялся Петер Андерсон, больше известный как Лина Бейби Долл, персонифицирующий проект Deutsch Nepal.

Если суммировать впечатление от DN в минимуме слов, оно будет звучать так: я бы хотел снова там оказаться. Харизматический Лина уже давно вычислил точную формулу своего аудиального гипноза: скупая, а от того еще более экспрессивная, drone-волна, подчеркнутая ритмической пульсацией, входит прямо в солнечное сплетение, резонируя во всем теле. На экране одна за другой сменяются онейрические фигуры: зеркальные люди с головами насекомых, птицы с фрагментами человеческих конечностей и солярные цветы из золотого камня – кажется, что протяжный ревеберированный вокал исходит прямо из них.

А потом был Projekt Hat – истошно-шершавый аналоговый шум, генерированный своим единственным участником Якобом. Шведский “Проект Ненависть” черпает вдохновение в конспирологическом изучении мировой закулисы, впрочем, остроумный видеоряд, сконструированный новостных нарезок, советских и арабских карикатур говорил сам за себя. С музыкальной точки зрения PH оказался своеобразной крупнозернистой наждачной бумагой, зачистившей сознание слушателей для восприятия артиста, завершавшего первый день.

В финале выступила легенда английской power electronics Thee Grey Wolves. На подхвате у бессменного лидера проекта Дэвид Пэдбери (он же Crystal Knight) выступал Майк Дандо (Con-Dom). Описывать перформансы адептов культурного терроризма дело весьма неблагодарное, сравнимое разве что с прослушиванием их опусов в домашних условиях. По большому счету тут и описывать нечего – надо сразу бить собеседника лбом в переносицу, тащить ошарашенное тело к включенному в прайм-тайм телевизору и, прижимая кровоточащее рыло к экрану, нежно орать в ухо что-нибудь смертеутверждающее.

Выступление началось с донельзя актуальной Not Your Country (Division CD, 2003) – “This is not your country, It never was, never will be” – и переросло в бешеную шумовую лавину, видеотреком к которой служила нарезка из шедевра Шиньи Цукамото Tetsuo: The Iron Man, недвусмысленным образом иллюстрировавшая процесс мутации человеческого существа в современном мире. После очередного человеконенавистнического пассажа Дэвид, по-кошачьи пластичный, с несмываемой полуулыбкой на лице, спрыгнул в ошарашенную толпу, протягивая детские конфетки из теплых ладоней. Слегка смазать впечатление от “Волков” помог визит милиции, наведавшейся на концерт по рекомендации элитных политкаторжан из окрестных домов: в результате звук был тише, чем он должен быть.

2.

Второй день стартовал с диковатейшей дикости: вместо Tribe of Circle (Жан-Полю Антельми не дали визу), на сцене появился совместный проект Альбина Юлиуса (Der Blutharsh), музыкантов Reutoff при поддержке “Шумов России”. Краткий музыкальный экспромт разделился на две части: в начале на сцене в клубах красноватого дыма развернулся энергичный шумовой коллаж с martial-ударными и довольно-таки бесхитростными альбиновскими выкриками (We spit on you! Ha-ha-ha). Да, что уж тут скажешь, ха-ха-ха. Затем, после некоторого провисания зазвучал эдакий мамлеевский Ain Soph, с прочувствованным аккордом ля-минор, расхлябанным аккордеоном и строчками “…Вяло ночью за околицей/Черный кружит нетопырь,/Вот ужо дедок помоется,/Вынет черную Псалтирь…”. Отсутствие сыгранности сказалось на слаженности звучания, но не на искренности исполнения, да. Затем Альбин переместился за пульт звукорежиссера, откуда вылезал только за пивом.

Следующими играли чудом затесавшиеся в шумовую стремнину дарк-фолковые питерцы Ritual Front: очень дарковые, очень фронтовые – в подтяжках и галифе. По музыке ребята окончательно и бесповоротно впечатлены Death in June, но, согласитесь, лучшего образца для подражания в жанре придумать невозможно. В целом, хорошие парни. С их помощью я обнаружил, что русскоязычные тексты про “Верность и Волю” могут звучать с доброкачественным непошлым пафосом. Другое дело, им бы избавиться от сахарно-избыточных клавишных и сменить гитариста, который ставит такие “дворовые” акценты, что музыка теряет всю свою торжественную отстраненность.

Дальше в программе случилась чудовищная – техническая, по всей видимости – пауза, пережить которую удалось с трудом, да и то благодаря усилиям DJ Negative. В приготовлениях к выступлению сцену забросали воздушными шариками и завесили плакатами с надписями “A Murder Away”, “Happiness is Only”, “You’ll Grow to Like” и прочими обрубками житейской мудрости. Долго ли, коротко ли, на сцену босиком вышел шизофренически ухмыляющийся Рогер Карманик, бессменный патрон Cold Meat Industry и капитан Brighter Death Now. У него тут же зазвонил мобильный: “жена!” – гыкнул Карманик, отец троих детей. То, что началось после краткой супружеской беседы, лучше всего укладывается в определение “шумовой карнавально-экстатический капустник”: пока Якоб из Projeki Hat разворачивал артиллерийские батареи яростной шумовой подложки, к динамикам выбрался Лина Бейби Долл – в пергидролевом женском парике, немыслимом халатике, с бас-гитарой наперевес. Играть он на ней, разумеется, не играл, лишь елозил по струнам – четвертую даже умудрился сорвать (альтернативная версия событий – см. четвертый абзац снизу). Рогер, по снайперскому выражению нашего автора, “хитроумный мракобес, да и просто склизко-мудаковатый писюн”, лихо праздновал свой праздник непослушания: запускал руку себе в штаны, тыкал в толпу микрофонной стойкой, плескался пивом, жонглировал шариками и пытался содомировать Лину Бейби Долл, вопя “I’m Soooooo Hoorrny!”.

Экстрагируя BDN до сухого словесного остатка, скажем так – то был веселящий обновляющий хаос, смывающий ржавую рутину серьезности. Для закрепления терапевтического эффекта, я бы поменял Карманика с тем, кто играл после – но дело окончилось ковровыми бомбардировками.

А после играл Con-Dom, еще одна британская легенда старорежимного power-electronics. Название проекта предполагает оперативное исследование феноменов контроля и доминирования в формате так называемых live assaults, “концертных нападений”. В одном из интервью Майкл Дандо так комментирует выбранную тактику: “В отличие от видео и звукозаписей, которые являются опосредованными способами воздействия, перформанс позволяет осуществить глубокое взаимодействие с публикой. Мои перформансы – это нападения, который атакуют восприятие зрителя экстремальными звуками, шокирующими картинами и максимально близким контактом, практически агрессией. Именно эта близость создает столь важный для зрителя элемент риска – неприятное ожидание того, что на тебя нападут, унизят перед глазами других слушателей/свидетелей”.

От себя заметим, что среднестатистический человек переживает все вышесказанное – пусть в менее явной форме – в формате рабочего дня, но это в скобках. Начав концерт в одежде: похожей на форму концлагерного заключенного, Майкл быстро разделся до пояса, спрыгнул в зал и продолжил акцию в непосредственном контакте со слушателями и, главным образом, со слушательницами, тыкаясь в лица своим бугристым шахтерским черепом.
Беспрецедентно.
Не совру, сказав, что частное проявление контроля и отношений “артист-зритель” заключается в том, что Дандо закончил концерт без физических повреждений: при прочих равных его следовало бы затоптать ботинками для уличных боев – нарывается – но разве не стоит затоптать ботинками большинство тех, в чьих руках ныне находятся бразды контроля и доминации? Здесь все честнее. Надсадно-монотонный аналоговый нойз, глухой рявкающий голос не оставляет возможности позитивного соучастия. Но ненависть освобождает – освобождает ровно в той степени, в которой превращение в зверя избывает от боли бытия человеком. Чего бы я точно не вытерпел на месте Дандо, так это радостные признания поклонников после выступления.

После такой интенсивной и небесполезной симуляции пограничного состояния сознания, Hladna, следущий lo-fi electronics участник фестиваля, показался воздушным поглаживание по пальцам, которые только что раздробили молотком – не чувствуется.

Остается только подивиться выносливости организаторов, сдюживших двухдневный фестиваль. Замечу, что второй год подряд “Священный огонь” получается со значительным перекосом в power-electronics, а он как кипяток – много не выпьешь. Впрочем, выйдя на мороз, ловя снег ошпаренным ртом, ты понимаешь, что внутри, на выжженной земле начался тектонический сдвиг. Нащупай его и возьми под контроль: “Ужас. У ужаса есть лицо…. И ты должен подружиться с ужасом. Ужас и моральный террор – вот твои друзья. А если нет, тогда они страшные враги. Это настоящие враги”.

 

В отчете использованы фотографии zirkov, irka, а так же из Vondur Gallery.

См. больше:
http://www.livejournal.com/community/ru_industrial/43973.html
http://www.livejournal.com/community/ru_industrial/43559.html http://www.livejournal.com/community/ru_industrial/43215.html http://www.livejournal.com/users/const/426179.html
http://gallery.vondur.net/feuer5?page=1